Новости

Юрий Горчинский: Я использовал один шанс из тысячи

16.03.12
С Юрием Горчинским, игроком сборной России по пляжному футболу пообщались еще во время сборов российской национальной команды в Петербурге. Команда готовилась к Кубку Европы, который через неделю уверенно выиграла. Разговор затянулся далеко за полночь. Юра рассказал, по-моему, обо всем – о жизни, о сборной, и о пляжном футболе вообще.

В «пляжку» попал случайно

- Как ты оказался в футболе?
- У меня была футбольная школа «Медик», она же – «Крылатское». В 16 лет я закончил.

- Закончил?
- Да, дальше два года в армии, потом работа. И только в 28 лет я оказался в пляжном футболе.

- Ты где-то играл в этот период?
- Выходил иногда во двор по воскресеньям. Даже в любительских турнирах не играл. Потом меня позвали попробовать пляжный футбол в 2005 году. В Серебряном Бору прошел турнир. Потом последовало приглашение на Чемпионат России, который мы (команда «Сити-Химик» - прим. авт.) спонтанно выиграли. И пошло-поехало… Потом еще два года была безвестность, пока не появилась сборная России.

- И ты уже тогда играл в «Строгино»?
- Нет, в «Строгино» я перешел только в 2008 году. И вот за четыре года мы шагнули из этой безвестности во все то, что теперь у нас есть.

- Элемент случайности присутствовал в твоем появлении в пляжном футболе?
- Я бы сказал, что он был основным. Это как один шанс из тысячи. И я свой один шанс использовал.

- Какие были ощущения, когда первый раз вышел на песок?
- Да, никаких. Сразу выбил два-три пальца.

- Не решил бросить это дело?
- Да, были мысли. Как сейчас помню, 4 сентября 2005 г. проходил Первый Кубок Москвы. А у меня в этот день родилась дочь Виктория. Я очень хотел поехать в роддом, но меня просто уговорили провести целый день на турнире. Мы тогда стали вторыми, я получил «лучшего игрока», и только в 9 вечера я с этими призами приехал в роддом. Вот так и начался мой путь в пляжном футболе.

- А в сборной ты как оказался?
- В 2007 году в Москве прошел Кубок Сергея Анохина, где я в составе «СИТИ-МФТИ» обыграл «Строгино» и хорошо себя зарекомендовал. Потом в Анапе были сборы национальной, куда пригласили костяк «Строгино» и еще 4-5 человек из других команд. Через пять дней я уже ехал в составе сборной в Грецию, где проходил отбор на Евролигу. Вот тогда все это началось, и длится до сих пор (смеется).

- Когда ты первый раз вышел в футболке сборной России, не было ощущения нереальности происходящего?
- Понимал, что детская мечта сбылась. Любой мальчик, играющий в футбол, мечтает играть в сборной. У меня она тоже была. Вообще так быстро все началось, мы с ребятами не успевали осознавать, что мы творим.

- А каким было отношение окружающих? Тогда ведь еще пляжный футбол не особо воспринимали?
- Да его и сейчас-то многие воспринимают, как шоу. Есть большой футбол, и есть все остальное. Здорово, что мы выиграли, что добились с ребятами того, к чему так долго шли. По пути «подсадили» на это много людей. Со временем отношение, конечно, поменялось к пляжному футболу, выросло внимание СМИ, люди стали узнавать. И на недавнем столетии РФС нас чествовали, как единственную сборную России, которая стала чемпионом мира в каком-либо футболе. А вообще мы спокойно относимся к тому, что нас иногда не считают за настоящих футболистов.

- После того, как стали сильнейшими в мире, наверное, что-то поменялось?
- Первые три-четыре дня после того, как выиграли, были востребованы. А потом неделя прошла – и все, как раньше. В Comedy Club нас вообще представили чемпионами мира по пляжному волейболу.

У меня достаточно профессий

- Когда ты начал играть в пляжный футбол серьезно – оставалось ли время на семью, работу? Ведь поначалу «пляжка» тебе ничего не приносила.
- Да, два года ничего не приносила. Сейчас, когда выигрываешь – полегче в этом плане. Но я уже по футбольному возрасту не доживу до тех времен, когда пляжный футбол начнет приносить какие-то серьезные доходы.

- Ты вернулся из армии и чем занялся?
- Я работал персональным водителем. На юриста шесть лет отучился, вообще у меня достаточно профессий, чтобы заработать себе на кусок хлеба не футболом.

- Постоянный доход от «пляжки» начался года два-три назад?
- Если говорить о круглогодичном постоянном доходе, то только с появлением «Локомотива» полтора года назад. До этого «пляжка» была исключительно сезонным явлением.

- Сейчас зимой ты чем занимаешься? Кубок Европы в расчет не берем…
- Мы с ребятами играем на первенство Москвы за «МГУП». С Леоновым, Шайковым и Заикиным. Макаров и Шкарин выступают за другой клуб. Краш в Петербурге играет. Еремеев тренирует детей в «Строгино». Три-четыре раза в неделю у нас тренировки, по выходным – игры. У меня этой зимой было столько футбола, сколько не было, наверное, за всю свою жизнь.

Улыбка Ильи Леонова

- Юра, ты словно талисман. На уровне России за четыре года выиграл четыре чемпионских титула и четыре Кубка России в составе трех разных команд.
- Да, так уж получилось, что я ничего не проиграл. Если у кого-то получится это остановить – порадуюсь за них. Пока не получилось (смеется).

- В прошлом году сборная уступила только на одном этапе Евролиги, заняв второе место... Какие матчи вспоминаются особо и прокручиваются в голове?
- Я бы отметил две игры. Финал межконтинентального кубка с Бразилией. Для меня это был очень тяжелый и очень знаковый, наверное, матч. При счете 4:4 команда осталась на две минуты втроем, выстояла и обыграла бразильцев. А выиграть у Бразилии второй финал подряд дорогого стоит. Другая встреча – это четвертьфинал последнего Чемпионата Мира с Мексикой. Это самый тяжелый матч в моей жизни. На утро мы узнали, что разбился хоккейный «Локомотив», а нам играть 1/4 финала, которую раньше мы не могли преодолеть. Эмоций тогда было «ноль». Та победа для них. Уже после ты понимаешь, что забил победный гол и смог со всей командой сломать традицию вылета в четвертьфинале. Пересматривал этот матч даже. А если брать самую удобную лично для меня сборную, то это команда Швейцарии. Забивал им и по три мяча, и вообще постоянно их огорчаю.

- Хорошо. А как же финал?
- Этот матч, конечно, всем понравился. Он просто стоит особняком. Мы там так отпахали все вместе, что в глаза было бы не стыдно смотреть друг другу при любом результате. Настрой был запредельный, я даже сбился со счета забитых голов. Как будто немного потерялся, не понял, что мы так много выигрываем. А пиком для меня стал эпизод, когда при счете 10:5 Илья Леонов выбил мяч на трибуны, и камера выхватила его улыбку, которую показали на весь стадион, и на весь мир. Тогда я понял, что эту игру мы не отдадим. Последнюю смену мы с Егором Шайковым уже просто прыгали на скамейке запасных, отмечая победу, судьям даже пришлось нам замечания делать. Вот так мы стали единственной командой, обыгравшей сборную Бразилии в финале. Осознаем эту победу, наверное, лет через десять, когда сядем в креслице на даче и посмотрим видео финальной игры.

Могу уйти в любую минуту

- Были какие-то игроки, на которых ты равнялся?
- Мне, кроме Бенжамина, по возрасту в пляжному футболе равняться не на кого. Он меня восхищает тем, что ему уже 44-й год, а он вытворяет на поле такое и относится к себе так, что не уступает ничем 20-летним игрокам. Для меня он - №1.

- Сам как рассчитываешь?
- Как получится. Мне выпал шанс попасть в пляжный футбол, может дальше появится что-то другое. Понятно, что мы с ребятами приросли друг к другу, стали друзьями по жизни, расставаться будет сложно.

- Если придет предложение с достойной зарплатой, например, из большого футбола?
- Если зарплата будет намного больше, чем в пляжном футболе, то я уйду, даже не задумываясь. Деньги решают не все, но очень многое. И все-таки, когда оглядываешься назад и понимаешь, что благодаря, в том числе, твоей игре трибуны набиваются битком, то не вспоминаешь ни о каком рубле.

- Александр Филимонов ведь ушел. Его пригласили тренером вратарей в тульский «Арсенал».
- Для нас он и пришел, можно сказать, из ниоткуда. Конечно, он себе сделал имя, поиграл больше всех нас вместе взятых. Я на Сашу Филимонова ходил 10 лет болеть на фанатский сектор «Спартака». За небольшой период он выиграл в пляжном футболе все. Точнее – все то, что не смог выиграть за всю свою карьеру в большом футболе. Саша сразу стал «в доску» свой. С его приходом изюминка в нашей игре появилась. Александр – профессионал, поступило интересное предложение, он его принял.

- А если всей сборной вдруг поступят такие предложения?
- Не буду говорить за всех, но свято место пусто не бывает.

- Ты себя видишь в пляжном футболе не в статусе игрока?
- Я себя как игрока в пляжном футболе никогда и не видел (смеется). Я живу сегодняшним днем, не хочу ничего загадывать.

- Егор Еремеев тренирует детей, например…
- Это вообще моя мечта – тренировать детей. Я готов это делать абсолютно бесплатно, если, конечно, будет еще какой-то источник дохода. Я был бы просто счастлив.

Тот, над кем шутят

- Есть ли у тебя в сборной какая-нибудь особенная функция или роль?
- Тот, над кем шутят. Так повелось уже давно.

- Казалось, наоборот…
- Я тоже не молчу. Просто на меня же все сразу. Приходится в защите играть (смеется).

- Есть ли у тебя какие-то приметы?
- У меня есть крестик на шее, я – верующий человек. Больше ничего не надо. А живу я по принципу «на Бога надейся, а сам – не плошай».

- Кроме детского тренера, есть еще какая-нибудь мечта?
- После победы на Чемпионате Мира вообще трудно мечтать. Много чего хочется, буду ждать своего шанса. А любая победа – это вознаграждение за труды.

- Еще какие труды, ведь в Бразилии люди просто живут на песке…
- Да, так и есть, они на песке растут, и уже к 10 годам такое умеют. Рассказывали историю, как сборная Уругвая, тренируясь в Бразилии, ради спарринга набрала команду из местных любителей. И эта наспех собранная команда обыграла уругвайцев без проблем. Нам однажды в Рио дедушка, проходящий мимо стадиона, так мяч подал. Мы потом шутили, что бразильский сантехник, возвращавшийся с работы, подал игрокам сборной России мяч таким финтом, который они не смогли повторить.

- У нас пляжный футбол не так широко развит. Может надо внедрять подготовку на песке в детские школы?
- Надо, но для этого должно быть место для тренировок, это в Петербурге есть крытый комплекс, а в других городах – только лето.

- С Уругваем все ясно, а у сборной России были какие-нибудь запоминающиеся ситуации?
- Бывало и багаж прилетал позже, с тех пор у нас игровая форма всегда при себе. Однажды чуть не разбились. Возвращались со сборов из Турции, три раза падали, находясь в свободном падении. С визгом, криками женщин и детей. Я никогда не боялся летать, но после того случая, как отрезало. Много чего можно вспомнить. Мы сами себе создаем весь позитив, сами придумываем, сами себя веселим. От этого все и победы. В ночь перед финалом не спалось, пошел бродить по коридорам гостиницы, встретил Егора Шайкова, поболтали полчаса. На следующий день у меня была просто космическая уверенность, что мы своего добьемся. Теперь такой сезон будет повторить очень тяжело. Хотя… наша совесть чиста, мы ведь выиграли все, что существует в природе.

Материал журнала «OVERТАЙМ»